Лондон в пятый раз вызывает испанского посла из-за спорных вод Гибралтара

24.09.2012

«Циничная попытка» Испании вторгнуться в «экономику Скалы» - вот как назвали британские власти инцидент, произошедший накануне, когда испанский корабль якобы пытался преградить дорогу двум торговым судам вблизи от Гибралтара.

 

Британское Министерство Иностранных Дел в пятый раз вызвало к себе испанского посла в Лондоне Федерико Трилло, в знак протеста против «провокационных» действий испанского корабля, который помешал входившему и выходившему из порта Гибралтара торговым судам.

Инцидент произошел в «международных водах за пределами Гибралтара» - как считает Британское правительство, и в «территориальный испанских водах», как считает правительство Испании. Проблема в том, что Испания не признает за Гибралтаром других водных владений, кроме порта архипелага, поскольку утверждает, что по Утрехтскому Договору 1713 года, Британской короне был передан только город и порт Гибралтар, но не его водное и воздушное пространство.

Лондон, однако, утверждает, что ему принадлежит водное пространство в радиусе трех морских миль вокруг архипелага, а дальше начинаются международные воды. Подчеркивая при этом, что согласно Конвенции ООН по морскому Праву, он может претендовать на радиус до 12 миль.

СМИ в Великобритании утверждают, что премьер-министр страны Дэвид Кэмерон уже затрагивал вопросы Гибралтара во время приватной беседы с председателем Правительства Испании Мариано Рахойем, в кулуарах встречи европейских лидеров в Брюсселе.

Оба представителя власти, по слухам, не хотели бы повторения прошлогоднего кризиса, когда Испания ужесточила въездной контроль со своей территории в Гибралтар, в ответ на 70 бетонных блоков, скинутых властями архипелага в море, чтобы помешать испанским рыбакам заходить в спорные воды.

Со своей стороны, государственный секретарь Великобритании по Европе, Дэвид Лидингтон уже высказался, что «крайне обеспокоен» произошедшим. «Свобода навигации – это жизненный принцип международного права», - заявил он в своем выступлении. И хотя корабли смогли продолжить свой путь, Лидингтон подчеркнул, что «такое поведение» испанского корабля является прямым нарушением международного права.