Испанские гастроли московского оркестра

07.03.2013

С 1 по 8 июня в городах Испании состоятся концерты симфонического оркестра Московской филармонии. Гастрольный тур оркестра включает концерты в Бильбао, Сарагосе, Логронии и Валенсии, а также в Барселоне, где 2 и 7 июня будут представлены две симфонические программы. В программе концертов, наряду с популярными сочинениями композиторов-классиков — В.А. Моцарта, П.И. Чайковского, Й. Брамса — прозвучат также редко исполняемые сочинения. В год П.И. Чайковского прозвучат его Пятая симфония и Струнная серенада – хорошо известные и любимые публикой сочинения, оркестр Московской филармонии включил в гастрольную программу редко исполняемую Вторую симфонию П.И. Чайковского. Эта симфония была восторженно принята современниками и получила высокие оценки критиков при жизни композитора, но сегодня ее популярность оказывается несколько «в тени», уступая более поздним симфониям. Вместе с тем, Вторая симфония представляет важный этап творческого пути композитора, это сочинение дополняет представление современных слушателей об особенностях стиля Чайковского и этапах его творческой эволюции. Симфония предвосхищает особенности мелодики и тематизма опер «Черевички» и «Мазепа», фортепианной фантазии «Думка», претворение народной песенности в ней органично сочетается с продолжением бетховенских традиций.

Современник П.И. Чайковского, критик Ларош писал о Второй симфонии как о произведении с «могущественным тематическим развитием мысли, с такими мотивированными и художественно обдуманными контрастами, которые «высказывают художника, достигшего редкой в наше время ступени искусства», «произведение, стоящее на европейской высоте». Вместе с тем, Ларош отмечал воплощение в этой симфонии эмоций, характерных для романтического века — состояние «надломленной разочарованности XIX века» и «переход от меланхоличного, разочарованного и безнадежного тона к самому светлому и восторженному ликованию». Самой яркой и удачной при жизни композитора считалась последняя часть симфонии – вариации на тему народной песни «Журавель».

Современный слушатель в Симфонии Чайковского сегодня меньше воспринимает болезненные эмоции романтического века, такие, как меланхолия и разочарованность, отмеченные Ларошем. Меланхолия отзывается в душе современного слушателя тонкой лирикой, мелодичностью, поэтическими оттенками чувств, характерными для оперного и романсового творчества П.И. Чайковского. Вместе с тем для современных посетителей филармонических концертов гораздо яснее чувствуется продолжение традиций Бетховена, а также предвосхищение будущих находок, формирование стиля Чайковского – автора «Евгения Онегина» и «Пиковой дамы». В первой части Второй симфонии Чайковского звучит немало выразительных оркестровых соло, исполняющих проникновенные лирические темы. Тема, звучащая в начале второй части симфонии Чайковского, вызывает ассоциации с темой из Десятой сонаты Бетховена. В интерпретации трио Скерцо, основанное на шуточной народной песне, Ю.И. Симонов подчеркивает ритм и интонации хора Приживалок из «Пиковой дамы». Эффектно, празднично и по-бетховенски торжественно оркестр Московской филармонии исполняет до-мажорный финал симфонии — блистательные вариаций на тему народной песни «Журавель». Изобретательная фактура и красочная оркестровка этой части заставляют поразмышлять о колористических находках и оркестровом мастерстве Чайковского — будущего автора «Щелкунчика».

Симфония покоряет сочетанием моментов камерности, психологической чуткости (в этом П.И. Чайковский раскрывается как автор пьес для домашнего музицирования, «Думки») — и вместе с тем масштабности, парадной, «императорской» торжественности. Такое сочетание глубины, монументальности с лирической камерностью, тонкостью оттенков и оркестровых красок – станет особенностью драматургии Чайковского, характерной также и для оперных шедевров русского классика, и для более поздних симфонических шедевров. Современного слушателя увлекают в ранней симфонии Чайковского мелодическая красота, непосредственность, открытость лирического чувства, а также масштабность и логика тематического развития, напоминающая о традициях Бетховена. В интерпретации оркестра Московской филармонии в полной мере раскрывается императорский блеск и вместе с тем камерно-бытовая, открыто-эмоциональная интонация.

В программе гастрольного тура прозвучит также знаменитый Концерт И. Брамса для скрипки с оркестром, партию скрипки исполнит Борис Белкин. Композиторы-современники, И. Брамс и П. И. Чайковский, при жизни считались антиподами, однако современный слушатель скорее чувствует стилевую общность, чем различие их творческих взглядов. Оркестр московской филармонии исполнит также оперные увертюры – яркую, эффектную увертюру к опере Бородина «Князь Игорь» (эта музыка также редко звучит в симфонических программах) и хорошо известную слушателям увертюру В.А. Моцарта к опере «Похищение из сераля». Концертами продирижируют художественный руководитель филармонии Ю.И. Симонов и Ю.Т. Бонтарь. Исполнительскому творчеству Ю.И. Симонова свойственен просветительский пафос, его интерпретации отличаются тщательной работой над деталями, вниманием к оркестровым тембрам, деталям полифонии и фактуры — и концептуальной масштабностью, глубиной художественных обобщений.

Автор: Вера Савинцева