Что такое фламенко ?

24.01.2013

«Великие артисты испанского юга — андалузцы и цыгане — знают, что ни песня, ни танец не всколыхнут душу, если не придет дуэнде.»

Федерико Гарсия Лорка

Фламенко — вдохновляющее испанское искусство, родиной которого является южный испанский регион Андалусия. Фламенко — это единство музыки, танца и пения, это искусство, которое передает эмоцию момента, именно поэтому настоящие выступления фламенко включают в себя живое исполнение песен, игру на гитаре и танец. Для фламенко важна связь со зрителем, отклик и момент действа, вспышка эмоции.

«Однажды на танцевальном конкурсе в Хересе-де-ла-Фронтера первый приз у юных красавиц с кипучим, как вода, телом вырвала восьмидесятилетняя старуха — одним лишь тем, как она вздымала руки, закидывала голову и била каблуком по подмосткам.»

За этим искусством стоит давняя традиция, недаром ЮНЕСКО присудила фламенко статус нематериального объекта Всемирного Наследия. Самое первое упоминание о фламенко в литературе было в 1774 году. (Las Cartas Marreucas of Cadalso). А это значит, что фламенко будут сохранять в его современном виде для потомков, о чем можно судить о значении фламенко для мира в целом и для Испании в частности.

Фламенко имеет весьма глубокие корни на Иберийском полуострове, и считается, что оно ведет свое начало от цыган, обосновавшихся в южной части страны, Андалусии. Также популярные песни и танцы Андалусии повлияли на раннее фламенко. Согласно легендам и исследованиям, постоянно угнетаемые цыгане пришли в Испанию из Индии, поэтому именитые профессоры находят связь в индийских танцах с фламенко, которое стабильно ассоциируется с Испанией.

Еще в конце девятнадцатого века произошло забвение искусства фламенко, в интеллектуальных кругах преобладало мнение о фламенко как о занятии для низших народных слоев. Однако испанский поэт Федерико Гарсия Лорка придерживался другого взгляда, фламенко представало для него истинно народным искусством, поэт посвящал фламенко эссе и стихи. В начале двадцатого века благодаря Лорке был возобновлен интерес к фламенко, при создании конкурса танца.

Именно Лорка выделил душу фламенко — дуэнде, назвав его мистическим духом, терзающим исполнителя. Фламенко каждый раз звучит, танцуется и поется по-другому, его нельзя повторить, ведь его миг творения — настоящее.

«Лишь к одному дуэнде неспособен, и это надо подчеркнуть, — к повторению. Дуэнде не повторяется, как облик штормового моря.»