Испанская музыка

07.02.2013

Музыка Испании в профессиональной и народной ее формах представляет собой наследие богатой культуры, истоки которой ведут в 6 в. до н. э. В те времена музыкальное искусство древних обитателей той местности – иберов смешалось с кельтской музыкой.

История страны и её географическое расположение определили зарождение множества местных стилей в испанской музыке, из них можно выделить 5 видов:

1) Музыка басков (произошедших от иберов) сохранила древние черты звукоряда (некоторые виды диатоники) и в метроритмической структуре (пятидольные метры танцев и песен местных жителей). Инструменты, применявшиеся с тех времен в этом стиле испанской музыки: чисту и альбока (духовые), пандерета, тун-тун и другие барабаны.

2) Галисийская музыка, в основе которой виден древний кельтский стиль. По своему ладовому складу и колориту (часто применяются особые виды гармонического и мелодического мажора) – связующее звено между португальской и испанской музыкой. Для народной галисийской музыки характерны песенные лирические формы. Национальный музыкальный инструмент – галисийская волынка.

3) Каталонская музыка (Каталонии и Балеарских островов) близка по стилю к народной музыке Юж. Франции. В развитии этого вида испанской музыки отразились культурные контакты, произошедшие в эпоху трубадуров); песенные формы преобладают над танцами, а в звукоряде – мажоро-минор, часты размеры – двух- и шестидольные. Инструменты: тамбурин и миниатюрная флейта флювиоль, имеющая пронзительный тембр.

4) Кастильская музыка Испании богата как песенными, так и танцевальными формами с характерной стихотворной метрикой сегидилий и романсов; мелосом, который сочетает энергию со строгостью и сдержанностью, господствует диатоника. В качестве основного аккомпанирующего и сольного инструмента выступает гитара.

5) Музыка Андалусии представлена 2 основными типами:

а) канте хондо (фламенко – более поздний тип испанской музыки), сочетающий древнюю иберо-андалусийскую основу с манерой исполнения цыганского происхождения, что отражается в песенных формах (канья, солеарес, сигирийя, поло, петенера);

б) андалусийская. Уникальный колорит музыки Андалусии, обуславливается повышенной экспрессией в манере исполнения, ладо-гармоническим строем (ладовая и тональная переменность, увеличенные интервалы, бимодальность, хроматика, орнаментика и др.).